Национальные особенности Аргентины
Несмотря на невероятное смешение этносов и культур, Аргентина – одно из самых "европеизированных" государств континента, умудрилась сформировать свою особую культуру, похожую и не похожую на соседние страны. Здесь очень много выходцев с Британских островов, Германии, славянских стран, но практически не осталось индейцев, лишь небольшие изолированные группы их проживают на крайнем севере и юге страны. Влияние различных этносов в местной культуре одновременно и хорошо заметно, и в то же время, когда разговор заходит о стране в целом, национальные отличия сливаются в одно емкое понятие "аргентинец". Несмотря на экономические катаклизмы последнего времени, которые сильно повлияли на уровень жизни жителей этой, некогда самой преуспевающей страны Ю. Америки, аргентинцы продолжают оставаться теми, кем они всегда были – гордым и независимым народом, буквально помешанным на своей истории и своей стране.
Социальная напряженность в стране за последние несколько лет заметно выросла – экономические кризисы начала XXI века заметно дифференцировали местное общество, привнеся некий элемент паники, особенно хорошо заметный у тех, кто приехал в страну относительно недавно. Стало заметно больше нищих и попрошаек, столь несвойственных этой стране ранее, в городах стали возникать стихийные нелегальные поселения "виллас". Увеличилось количество манифестаций и уличных шествий. Но в то же время хорошо заметно, с каким завидным упорством этот народ выбирается из кризиса. И уж точно кризисы не повлияли на одну из главных особенностей страны – неповторимый местный темперамент.
Аргентинцы славятся своим "латинским" темпераментом, одинаково свойственным как мужчинам, так и женщинам. При этом отношение друг к другу и к иностранцам очень внимательное. Вежливость здесь, похоже, такой же обычай, как и следование веяниям моды или внимание к своему внешнему виду. Причем это не показуха, а вполне естественное поведение людей – даже нищий на паперти попросит монетку без столь характерного для таких случаев заискивания. А уж если встречаются хорошо знакомые люди, то улыбкам и взаимным комплиментам несть числа.
При встрече хорошо знакомые люди целуют друг друга в щеку, малознакомые – здороваются по-европейски за руку. Все буквально помешаны на политике и футболе, а также на том, какое впечатление они оставляют у собеседника. Некоторая навязчивость, особенно проявляющаяся во взаимоотношениях между полами, служит здесь скорее ритуалом, чем действительным желанием во что бы то ни стало добиться своего (не стоит забывать и о присущей аргентинцам страсти к театру). К этому же разряду относится довольно легкомысленное отношение местных жителей к своим словам и обещаниям. Если дело касается бизнеса, то тут ещё можно (и нужно) ждать безупречного выполнения данных обещаний. Но что касается обыденной жизни - тут верить словам аргентинца не стоит. Тем более, что в потоке извергаемых ими слов бывает трудно вычленить само обещание или его условия. Да и опоздание на встречу на полчаса-час – вполне распространенная практика.
Сами аргентинцы очень обидчивы, но не злопамятны. Прекратить ссору или компенсировать якобы нанесенную обиду можно тут же, на месте, приложив минимальные усилия. Но в этом вопросе не стоит перегибать палку – гордость местных жителей и за себя, и за свою страну, часто вполне искренняя и серьезная. Даже местная мода, которая, как известно, есть сущность непостоянная, для аргентинца предмет особой гордости. Неизменным остается его внимание к этому аспекту, и его забота о своем внешнем облике.
Большинство аргентинцев говорят только по-испански. Причем во многих местах в ходу различные жаргоны и сленги, вроде буэнос-айресского "люнфардо". Английский понимают только служащие отелей и некоторые продавцы крупных магазинов, но и те при всяком удобном случае будут переходить на родной язык. Языки этнических групп можно услышать повсеместно, но чаще всего и тут все слова будут обильно пересыпаться испанскими.
Встают аргентинцы поздно, поэтому обедают и ужинают тоже позже привычного нам срока. Обед обычно проходит около 16:00-18:00, а ужин – после 21:00, даже в будние дни, причем большее внимание уделяется именно ужину. Трапеза обычно проходит очень степенно, с соблюдением каких-то маленьких ритуалов (у каждой семьи они могут быть свои) и обязательно сопровождается долгими беседами "обо всем" – о политике, футболе, танго, семье, бизнесе, погоде и так далее. Причем реальное выяснение воззрений собеседника на ту или иную обсуждаемую проблему в целом не так уж важно, главное - умение показать себя и в равной степени - выслушать собеседника. Тут главное – не переходить некоторую грань, за которой аргентинец начинает испытывать эмоциональный интерес к обсуждаемому вопросу. Тогда беседа может превратиться в маленький митинг, впрочем, такой же театральный, как многие эмоции.